Snake Rулит!     Болезни рыб. Заболевания рыб. Болезни рыбок. Заболевания рыбок. Диагностика рыб.     Норильск. Талнах. Кайеркан. НПР.     База данных рецептов. Поиск рецептов по ингредиентам.    
Primo     CV     Libri     Viator     Elektro     Foto     Scientia   |  
[English]
17.11.2008

Исследование возможностей лазерно-утюжной технологии (ЛУТ) часть II

Попробовал сделать плату 10х15 см с той самой HP Premium Photo Paper (глянец), которая так хорошо работала (см. здесь )

Так вот, при попытке распечатать плату 10х15 см. барабан пачкается и переводит часть рисунка с верха платы на низ, что еще можно было бы выдержать, так как тонер легко ногтем, иглой или ножом, где надо, убрать с бумаги, но дело в том, что тонер еще и размазываться начинает местами!

Попробовал прогнать разок плату через принтер, чтобы малек ее прижарить. Помогло, рисунок вышел как надо, НО! при переводе на плату все "заливки" - дырявые! Даже там где был жирный круг тонер дырявый! Смешно то, что и на бумаге его нет тоже (т.е. перешло все, что бы на бумаге), что с тонером стало - я не знаю, усох. Если бумагу заранее не прогонять через принтер, то все выходит как надо, но тогда размер платы надо брать по высоте меньше длины окружности принтерного барабана.

Т.е. без поджарки бумаги - грязь. С поджаркой - тонер не переводится, да и вообще мало держится. Замкнутый круг. Бумага не годится. Забываем про HP Premium Photopaper.

Далее купил Lomond 120г/м2 глянцевая с улучшенным покрытием А4 50 листов, код 0102053.

Попробовал сделать как с HP - т.е. перевести тонер и сразу под холодной водой оторвать. Пару раз пробовал - не выходит. В некоторых местах отрывается тонер. Температуру оставил, а как для HP Premium (на деление меньше двух точек).

Рисунок перевел, кинул отмокать в теплую воду (50 градусов). Отошла за 10 минут очень хорошо. Однако, в мелких зазорах (от 0.2 и меньше) - застрял фотослой. Но я на это забил пока и пошел размеры мерить.

Т.е. бумага многообещающая. Теперь, по вопросу одного человека с форума радиокота, провожу исследование по искажениями линейных размеров.

В этот раз я не фотографировал, а сканировал. Вдоль, мерил, потом поворачивал на 90 градусов и снова сканировал, чтобы еще убрать погрешности сканера, если такие есть.

Вся плата 100х150 мм.: плата

Так вот. В центре была окружность, внутренний диаметр 15мм. По горизонтали в результате было ровно 15.0, а по вертикали 14.9

Размеры (на схеме рамка была с отступами, вот ее и мерил):

По горизонтали уплыл на 0.6, должно быть 79.6, с одной стороны 79.0, с другой 79.0), погрешность 0,8% - 1%

По вертикали на 1-1.4 мм. должно быть 129.1, а получилось 128.1 с одной стороны и 128.5 с другой, погрешность 0,8%.

Проблему с оставшимся фотослоем решил так. Снова кинул в воду, 60 градусов, полежала 10 минут еще, жесткой зубной щеткой ее жестоко отдраил. Почти все зазоры 0.2 прочистились, местами осталось, но их мало, поэтому уже не лень иголкой пройти (отлетает действительно хорошо). зазоры 0.1мм прочистить нереально, но это и перебор будет собственно.

А теперь главное. Дорожка 0.09 вышла 0.2, как и в прошлый раз.

Т.е. в общем, результат по размерам тот же: мин дорожка 0.2, мин зазор 0.2 с проблемами и 0.3 без проблем. Погрешности по искажению я указал выше.

Двухстороняя делается хорошо тоже. Одну сторону мусолим утюгом 5 минут, переворачиваем, другую мусолим 3. Все выходит хорошо. Соответственно, все переходные отверстия надо делать с учетом того, что они могут быть подвинуты минимум на 1% от всех длины платы. А там дальше уже вопрос прямоты рук.

Повторяемость на ЛУТ-е с этой новой бумагой Lomond и платой 10х15 см у меня составила 5 из 5.

Следующий этап: печать на этой же бумаге с предварительной термоусадкой.

Этап первый - печать на бумагу.

Бумагу 2 раза прогнал через принтер, немного закрутилась от нагрева, ну ничего. Печать 600x600 dpi, режим печати для прозрачной пленки (максимум насыщенности).

Шаблон новый 10х15 см, дорожки от 0.05 до 0.4, зазор от 0.1 до 0.4, рамка для измерения искажений по периметру. Дорожки и зазоры горизонтальные, вертикальные и на 45 градусов в разных местах рисунка.

Измерение на сканере после сканирования в 3200 dpi. Занимает 7 минут.

Шаблонные размеры рамки

ширина: 79.61 мм
высота: 129.10 мм

Полученные значения:

ширина: 79.5 мм с одной и 79.7 с другой (погрешность 0.1%)
высота: 128,8 мм с обеих сторон (погрешность 0.2%)

Дорожки:

номинал - горизонтальные - вертикальные - диагональные
0.05 - 0.09 0.09 0.08
0.10 - 0.13 0.15 0.13
0.15 - 0.17 0.24 0.21
0.20 - 0.23 0.28 0.24
0.25 - 0.27 0.31 0.25
0.30 - 0.31 0.34 0.32

Странное дело, диагональ 0.25 супер вышла.

Зазоры:

номинал - горизонтальные - вертикальные - диагональные
0.1 - (0.08-0.14)* (0.15-0.10)** 0.16
0.2 - (0.18-0.23)* (0.20-0.23)** 0.23
0.3 - 0.33 (0.29-0.31)** 0.32
0.4 - (0.42-0.3Cool* (0.39-0.42)** 0.41

*Верхний зазор и нижний зазор.
**Левый и правый зазоры.

Диагональ идет из нижнего левого в верхний правый, была повернута на 45 по часовой стрелке и замерены размеры по вертикали. Сначала верхний зазор, потом нижний. Они все совпали!

Типа хотите стабильный зазор - ведите по диагонали.

Итак, второй этап - перенос на плату и замер на плате.

плата готовилась так: полировка пастой гои, царапание содой (подготовка получается как под фотометод, но мне так больше нравится, нежнее и красивее выходит).

Потом отмокает, потом жесткой щеткой.

Проблема первая и главная: перевод 10х15 некачественный. Со свежей бумагой такого нет. Та же песня что и с бумагой HP. После прокала бамаги плохо переводится на плату (тонер остается на бумаге местами). Но тут это не сильно, может быть можно победить большим прогревом (у меня это с одного края произошло, видать не догрел).

Рамка

ширина: 79.05-79.20 погрешность 0.5-0.7%
высота: 128.65 погрешность 0.3%

дорожки:

номинал - горизонталь - вертикаль - диагональ
0.05 - нерабочая- нерабочая - нерабочая
0.10 - 0.15 0.15 0.20
0.15 - 0.18 0.26 0.28
0.20 - 0.24 0.28 0.30
0.25 - 0.29 0.34 0.31
0.30 - 0.33 0.41 0.35

зазоры:

номинал - горизонталь - вертикаль - диагональ
0.10 - (0.13- 0.16) (0.18-0.14) (0.17-0.18)
0.20 - (0.19-0.23) (0.21-0.25) (0.22-0.23)
0.30 - (0.32-0.34) (0.33-0.34) 0.32
0.40 - (0.36-0.42) (0.40-0.43) 0.43

все зазоры 0.10 забиты фотослоем
0.2 кое где.
0.3 и дальше - чисто

Общее качество дорожек хуже, больше зазубрин.

Выводы:

  • Еще раз похоже дорожки 0.1 на луте невозможны. 0.15 абсолютный предел и не факт что это дело выживет вытравку.
  • Предварительный прогрев бумаги сокращает линейные искажения размеров, но снижает общее качество дорожек, а также минимальные размеры дорожек и зазоров (незначительно, возможно на 0.05). Овчинка выделки не стоит.

После этого я хотел бросить это дело совсем и пошел разбирать фотоспособ. Пока возился с ним, понял как улучшить ЛУТ.

Вот результаты (это после переноса, но до травления, травить не буду, я травлю в крутом растворе железа при 50 градусах, подтравы макс 0.05 мм, уже проверял).

Так же бумага Lomond. Тот же утюг, немного другие действия руками и химикаты.

Дорожка 0.1 вышла как 0.12 , рабочаяя на 100%. ВАХ!
0.15 - 0.21 - это беда моего принтера с 600dpi. Он так ее и печатает, так она и вышла.
0.2 - 0.25 - поплыла малек, но эт фигня.

Зазоры:

0.1 - нереально, только если иглой фотослой процарапывать везде, тогда будет.
0.2 - 0.19 !!! никаких процарапываний, просто нормальный чистый зазор.
0.3 - 0.29 !!
0.4 - 0.37 !!!

одно слово - ВАУ!!

Сделал - не поверил, сделал еще раз - тот же результат. Причем без переделки, с первого раза. Главное, что я понял, как плату делать чистой, чтобы края дорожек без зазубрин. Выглядит почти как фотоспособ. Думаю круче уже некуда.

Кто не верит, вот скан 3200 dpi: скан (вес 1МБ, на 1мм приходится 126 пикселей, пожете сами померять и посчитать)

Весь способ описан здесь.

Продажа контактных линз и очков
sintez.club
Электромонтажный инструмент Контактная информация
softcomelectro.ru

Комментарии

2008-11-18 17:43:21 sergrushka (Москва, Россия)

Статья хорошая, единственно, что не приводится в ней, так это реальная температура утюга.
Вот тут, в статье мэн указывает этот параметр.
http://oldoctober.com/ru/lut-naoborot/


2008-11-19 10:21:48 Артем Кучин (Москва, Россия)

во первых, что кому даст знание этой температуры?
У меня, да и у большинства нет возможности ее померить. Да и что это даст? Все равно температуру надо подбирать индивидуально для
типа бумаги и конкретного тонера.

По приведенной ссылке проблемы:
1) способ не позволит делать двухсторонние платы вообще
2) температура слишком высокая, не требуется тонеру такая, тонер будет течь! Тонкие дорожки и точность ниже плинтуса.
3) При убирании утюга температура начинает падать, причем падать непредсказуемо, в зависимости от размера платы, подложки под ней,
внешней температуры и движения воздуха. В итоге в начале тонер может лечь,а в конце нет или не очень,а если ляжет везде, то в начале
тонер будет просто растекаться. Дорожки 0.4мм упомянутые там - это слонячие следы.

Пусть попробует 0.2 сделать (для SMD надо местами) - уверен облом будет.

Про выбор температуры дополнил параграфом в описании самого метода.


Добавить комментарий

Ваше имя:
город: страна:
Комментарий:

Введите код "1026" -

Сообщения не по теме будут удалены. Вопросы не по теме следует направлять по электронную почту.
Ваши данные будут запомнены в cookie для удобства. HTML запрещен.

(C)1999-2016 Артем Кучин
Email: artem@artem.ru
На письма без темы или без имени отправителя не отвечаю

При использовании материалов ссылка на сайта www.artem.ru обязательна! Автор оставляет за собой право отказать в праве использования материалов на безвозмездной основе без объяснения причин. Материалы сайта защищены законом об авторских и смежных правах.

Цена домена: 1 500 000 руб.