Про налоги

Снижение ЕСН, собираемость налогов, НДФЛ, НДС и умри производитель.

При обсуждении темы возможного дальнейшего снижения ЕСН некоторые лица из некоторых министерств и федеральных агентств заявляют, что мера себя не оправдала, так как повышение собираемости не компенсировало убытков от самого снижения, что привело к дефициту пенсионного фонда. А теперь подсчитаем, что это снижение дало предпринимателю и как оно его стимулировало к выплате белых зарплат.

Предположим ситуацию. Есть фирма, торгует товаром Т, которым торгует еще 1 000 000 фирм, поэтому все находятся на минимальном уровне рентабельности и если хоть чуть-чуть поднять цены, то продажи падают, так как покупатели уходят в соседний магазин.

В такой ситуации способность уйти от уплаты НДС и вообще налогов является конкурентным преимуществом, так как позволяет снизить цены еще. Так все на этом рынке товара Т и делают. В этом случае надо рассматривать цены вместе с НДС (НАЗОВЕМ ЭТО МОМЕНТОМ Х, позднее я к нему вернусь еще).

Итак, есть товар Т, который стоит 1100 рублей. Закупочная цена: 1000 рублей.

Прибыль с продажи до налогообложения - 100 рублей. Вопрос: сколько предприниматель получит на руки, если решит все, что заработал, выплатить себе (или работнику) как зарплату по-честному? (я не учитываю стандартные вычеты и НС и ПЗ, так как это тупой мизер ни на что не влияющий и друг друга компенсирующий в общем).

Считаем, как было при ЕСН 34%:

Выручка без НДС: 100 / 1.18 = 84,75 руб.
Вычитаем НДФЛ (13%): 83,75 * 0.87 = 72,83 руб.
Теперь вычитаем ЕСН (34% со всей суммы 84,75): 72,83 - 84,74*34%= 44,02 руб.
Полное налогообложение: 56%

Ужас, правда? Т.е. больше половины прибыли возьми и отдай дядям и тетям, которые считают тебя последнем червем, когда ты приходишь справку получить или которых ты видишь по телеку в думе и других "органах".

Посмотрим, как же нам помогло снижение ЕСН:

Считаем, как стало при ЕСН 26%:

Выручка без НДС: 100 / 1.18 = 84,75 руб.
Вычитаем НДФЛ (13%): 83,75 * 0.87 = 72,83 руб.
Теперь вычитаем ЕСН (26% со всей суммы 84,75): 72,83 - 84,74*26%= 50,80 руб.
Полное налогообложение: 50%

Как-то не особо полегчало. Все равно отдай половину. Я как предприниматель могу точно сказать - ЭТО НЕПРИЕМЛЕМО. Совокупный налог не может превышать 30%. А снижение с 56% до 50% не может дать ничего, кроме злобной ухмылки тех, кто эти налоги платит. Я бы лично предпочел эти налоги или вложить в дело, или себе на пенсию пустить или маме отдать, что большинство и делают.

Кстати, об НДФЛ. Сейчас, когда работник договаривается о зарплате, он говорит сколько хочет получать на руки "чистыми". Но ведь по сути НДФЛ (налог на доходы физических лиц) - это налог, который должен платить он, а не работодатель. Т.е. было бы интересно посмотреть, что бы было, если бы обязанность уплаты (перечисления) НДФЛ сняли с компаний и оставили самим получателям зарплаты. Разумеется зарплаты со временем выросли бы, чтобы компенсировать выплаты, но наемный народ бы уже понимал, что это не бизнесмен - жмот, а государство съедает 13% его пирога и может быть народ бы стал более требовательный к государству.

По этой же причине надо убрать НДС и сделать только налог с продаж, что бы покупатель понимал, что это не предприниматель - хапуга, а государство хочет поиметь с его покупки колбасы, скажем, 7 процентов. Что опять же перенаправит гнев масс с бедных предпринимателей на государство, заставляя его быть более эффективным экономически.

А теперь еще кое-что важное по поводу НДС.

НДС - это налог на добавленную стоимость. Т.е. если я купил материалов на 10 рублей (с НДС), сделал стул и продал его за 110 рублей (с НДС), то я заплачу НДС с разницы (110-10=100 рублей с НДС). Текущая ставка 18%, т.е. налог в 100 рублях составляет 15 рублей 25 копеек, что есть 13,6% от рыночной цены товара. Не надо объяснять, что если есть конкурирующие товары других производителей, особенно иностранные, то 13,6% от цены - это очень большой проигрыш на рынке. Но я не про это. До 1 января 2006 года фирмы могли выбирать, как они хотят платить НДС - по отгрузке или по оплате. По оплате означает, что как только вы получите деньги на товар, то вы должны с них заплатить НДС. Это не так и плохо. Коль деньги есть, черт с ним, и НДС заплатить можно или закупиться материалами на всю сумму. По отгрузке - это означает, что как только вы отгрузили товар, то сразу должны заплатить НДС государству и неважно, получили вы деньги за него или нет. Это тоже неплохо, если вы работаете по предоплате. Если же вы работаете не по предоплате, и вам задерживают оплату, то после отгрузки товара вы сразу "попадаете" на НДС, который должны заплатить из оборотных средств. И это тоже не страшно, если на стене вашего завода написано "Danone", так как бизнес стабилен и выручка с предыдущих партий покрывает следующие. С 1 января 2006 года новый правила устанавливают, что НДС надо платить ТОЛЬКО по отгрузке. И если на стене вашего завода написано "Завод мин. удобрений имени Пупкина", то вы круто попали. Потому что обычно вы отгружаете десять вагонов удобрений в деньги получаете за них через полгода, а вот налоги придется заплатить уже в следующем месяце. Причем фишка в том, что вы отгружаете такие партии не каждый месяц, чтобы одна другую покрыла, а раз-два в год, а все остальное время кукуете и живете на то, что заработали. Теперь вам придется еще и брать кредит под 15-20% годовых, чтобы покрыть выпадение 13,6% средств. К чему это приведет? Если рынок не очень конкурентный и есть запас по цене, то приведет к повышению цен, чтобы компенсировать выпадение оборотных средства и банковские ставки. Если рынок очень конкурентный, то это приведет к сокращению количества производителей, снижению конкуренции и, в итоге, повышению цен. Ну и где тут борьба с инфляцией?

А вот такой вопрос: Куда идет уплаченный производителями НДС?

Вопрос, конечно, дурацкий. Он много куда идет. По статьям бюджета он идет, в общем. Но еще он идет на возврат НДС экспортерам. А что у нас составляет основной экспорт? Правильно, нефть, газ, металл (причем необработанный). Т.е. деньги, которые тужась добывают производители потом отдаются нефтяным, газовым, металлургическим компаниям в виде возврата НДС. Вопрос: где же здесь поддержка своего производителя? Ответ: нет тебя, насекомое.

Возможным вариантом могла бы быть система упрощенного налогообложения, но, во-первых она применима только для компаний с малыми оборотами, а во-вторых, ее применение невозможно на многих рынках из за МОМЕНТА Х, так как НДС является конкурентным преимуществом и конечная цена уже стала в точке эквилибриума с учетом всех налогов и ухода от них. Т.е. "упрощенец" не может поставить цену ниже на сумму НДС, так как он закупил его с НДС у поставщика, а маржа минимальна, поэтому, убрав НДС, он остается в минусе. Но оставить цену такой, как у всех он тоже не может, так как маржа минимальная, а он НДС при закупке не засчитывает. Т.е. он может заработать минимум при продаже физ. лицам, а юридические лица будут в минусе закупаясь у него по ценам как у всех. Т.е. "упрощенка", в случае МОМЕНТА Х, годится только для торговли в розницу с минимальными наценками.

Я не говорю, что делать, так как это вопрос тонкий и подход должен быть дифференцированный по отраслям и по размерам компаний. Но система, которая есть сейчас, явно подходит только для добывающих отраслей и душит любое производство.

2005/12/19
artem@artem.ru

Комментарии

2006-01-08 08:02:18 Инга

Уважаемый Артем, у Вас описка в расчетах
"Теперь вычитаем ЕСН (34% со всей суммы 84,75): 72,83 - 84,74*26= 44,02 руб." В остальном я с Вами полностью согласна, но от этого не легче. Как говорится: "За державу обидно". Но все это восклицания остаются в воздухе.


2006-01-08 22:08:33 Артем Кучин

Ой, да, должно быть 72,83 - 84,74*26= 44,02 руб. Уже исправил.


2008-05-24 14:25:38 Не Ломоносов

Что-то я ничегог в ваших расчетах не понимаю... Не понимаю как вы такие цифры получаете.
Считаю 72,83 - 84,74*26%= х по действиям:

1. 84,74*26%=22,0324
2. 72,83-22,0324=50,7976

А вы как свои цифры получили?


2008-05-25 19:06:41 Артем Кучин

Ну пардон, в уме считал, ошибся на 72 копей в 50 руб. Снова поправил, спасибо за выявленную ошибку.


2008-08-25 18:51:44 Дмитрий

Уважаемые!

Вы еще забыли, что когда Вы все-таки получили наконец-то зарплату со всеми этими налогами, то прийдя в магазин Вы опять платите НДС, покупая к примеру лыжи. :)

А еще и банкоматы... но это уже другая история... :)


2009-02-26 13:24:04 Ирина

Прекрасный пример того, как громко кричат о несправедливости и тяжести налогообложения люди, ничего в этом не понимающие. Я даже рада, что случайно наткнулась на эту "статью". Артем, вы, сами того не подозревая, полностью подтвердили мой вывод о том, что не нужно менять налоговую систему - нужно учить людей грамотно в ней разбираться.
Итак, в вышеизложенном тексте присутствуют:
- неточности экономического характера - рекомендую найти самостоятельно в качестве домашнего задания (для этого было бы неплохо проштудировать учебники "Экономика организаций", "Налоги и налогообложение" - лучше Кашина или Черника, "Финансы организаций");
- грубые ошибки расчета основных налогов, о которых идет речь. Это, так уж и быть, я вам покажу.
1. В расчетах в начале текста речь идет, судя по механизму исчисления налогов, об индивидуальном предпринимателе. Обращаю внимание, что ставка ЕСН для этой категории налогоплательщиков НИКОГДА не равнялась той величине, которая присутствует в расчетах. Сначала не 34%, а 13,2%. А потом не 26%, а 10%. На всякий случай, для того, чтобы не быть голословной - п.3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ставки налога 34% (в истории) и 26% имеют место быть, но (!) для этих ставок СОСТАВ И РАСЧЕТ НАЛОГОВ НЕВЕРЕН!!!!
2. Неверен расчет суммы НДС во второй части текста. Тут уж исправлять не буду, рекомендую почитать главу 21 Налогового кодекса. Конкретно - статьи со 143 по 177.

А еще могу рекомендовать, раз уж вы решили заниматься вопросами налогообложения, пойти поучиться на налогового консультанта.


2009-02-28 01:43:27 Артем Кучин

Все бы было хорошо, только все НЕ про ИП, а про ООО. Поэтому все именно так и есть. А про НДС это вы неправы. Собственно, это ВООБЩЕ неважно, так как я говорю про случай, когда зачесть НДС уже с нечего. Вы вникните в то, что я пишу. А если где-то ошибся, то прошу конкретики.


2009-04-16 20:42:11 Александр

Артем, термины применены неверно.

>Выручка без НДС: 100 / 1.18 = 84,75 руб.
Это не выручка.
В твоем примере:
а) выручка:1100 рублей.
б) расходы по закупке товара: 1000 рублей
в) 100 рублей надо рассматривать как доход-расход(причем это не весь еще расход).

Расчет неверен.
----
Вычитаем НДФЛ (13%): 83,75 * 0.87 = 72,83 руб.
Теперь вычитаем ЕСН (26% со всей суммы 84,75): 72,83 - 84,74*26%= 50,80 руб.
----
Ты вычитаешь ЕСН из "денег на руки"(72,83). Но тогда у тебя уменьшится НДФЛ.
Короче, НДФЛ и ЕСН это налоги, которые зависят от одной базы. В твоем случае база 83,75 рубля.

Из твоих цифр получится так:
Доход: 1100,00
Расход по закупке товара: 1000,00
Доход-Расход по закупке товара: 100,00
ЗП на руки: 76,98
ЗП с НДФЛ: 79,36
ЕСН: 20,63

Итого:
ЗП С НДФЛ: 79,36 р
Доходы:1100 р
Расходы(ЗАКУПКА+ЕСН,НДФЛ - расход работника): 1020,63 р

Видать статья давно была написана. Надо ее привести в порядок.:)


2009-04-16 21:00:06 Александр

О, про НДС забыл и в формуле с НДФЛ сам ошибся.

Доход:1100,00 руб.
Расход по закупке товара: 1000,00 руб.
Доход-Расход по закупке товара: 100,00 руб.
НДС со 100 рублей: 18,00 руб.
Доход-Расход по закупке товара-НДС: 82,00 руб.
ЗП на руки: 56,62 руб.
ЗП с НДФЛ: 65,08 руб.
ЕСН: 16,92 руб.

Вот так верно.
На руки можно будет получить 56,62 рубля


2009-04-16 21:56:17 Артем Кучин

Согласен с поправкой, но 45% налога тоже не легче, чем 50%.


Добавить комментарий

Ваше имя:
город: страна:
Комментарий:

Введите код "5320" -

Сообщение будет видно на сайте только после прочтения модератором!
Ваши данные будут запомнены в cookie для удобства. HTML запрещен.

(C)1999-2021 Артем Кучин
Email: artem@artem.ru
На письма без темы или без имени отправителя не отвечаю

При использовании материалов ссылка на сайта www.artem.ru обязательна! Автор оставляет за собой право отказать в праве использования материалов на безвозмездной основе без объяснения причин. Материалы сайта защищены законом об авторских и смежных правах.

Цена домена: 1 500 000 руб.