18.11.2019

Убей себя – спаси планету или чему учат меленьких детей

Сегодня неожиданно столкнулся с проблемой противоречия образования маленького сына своему видению мира и воспитания. По пути в школу сын вдруг задал мне вопрос «А знаешь, кто самый большой враг природы?»

Я его спрашиваю: «И кто же это?». Ответ, вполне ожидаемый, - человек. И далее он мне рассказал, что вот лесов скоро не останется, виды животных исчезают, воздух, океаны и земля загрязняются. И все это с такой печалью и сожалением.

А слушаю, и понимаю, что это - ужас. Нет, не то ужас, что он рассказывает, а то ужас, что ребенку 8 лет, а он уже убежден, что человек – это зло, что он - враг планеты, и что планете будет лучше без нас. Ребенок косвенно уже считаем сам себя чем-то плохим. И отсюда один шаг до чайлдфри и «убей себя – спаси планету».

Откуда это взялось в голове маленького ребенка? У нас в семье таких взглядов не придерживаются. Телевидение даже не подключено. Он смотрит мультики и научно-популярные фильмы, где периодически эта тема проскакивает, конечно. Однако, мне кажется, что большая часть этого убеждения обусловлена преподаванием в школе предметов окружающий мир и экологии. Тяжело судить, так ли это точно, так как тема «экологичности» постоянно витает в информационном поле вокруг каждого человека. Проблема этой темы в том, что она исключительно политизирована, и найти объективные данные довольно тяжело. Никто их не показывает массам, так как тогда тема перестает отвечать общей политической повестке.

Так как я немножечко в теме, то я не разделаю подобных взглядов и получается, что в семье одни взгляды на тему, а в мире и в школе - другие. Ребенок оказывается между двумя авторитетами. Если я буду настаивать и обосновывать свои взгляды, то я буду подрывать авторитет социального информационного пространства, школы и преподавателя. А если я не буду этого делать, то, по моему мнению, ребенок будет лишен критического мышления по социальным вопросам и вырастет с убеждением, что он – бремя планеты. В итоге мы имеем плохой вариант и вариант еще хуже. Я, разумеется, выбираю плохой. Кроме этого, я как отец, хочу, чтобы мои дети разделяли мои убеждения, или хотя бы знали и понимали мою точку зрения. Это часть моего родительского права на воспитание, ибо мой ребенок - это не только мое генетическое продолжение, но и продолжение моего разума, часть моего «Я» устремленная в будущее. Разумеется, я буду всячески сопротивляться попыткам общества отобрать или переделать эту, пусть и отдельную, часть моего «большого я».

К чему же может привести непротивление подобным взглядам? Чтобы понять это, для начала надо понять, во что должен верить ребенок в таком возрасте. По моему убеждению, дети должны видеть мир светлым и открытым, верить в силу человека, верить в родителей, верить, что если он будет достаточно упорным, старательным и внимательным, то может сделать что угодно, хоть к звезде улететь, хоть робота разумного построить. Надо, чтобы у ребенка не было ощущения, что все открыто и все уже сделано. Надо ему показывать, что есть множество направлений, где еще много работы, где нас ждет много нового. Неважно, насколько это правда или нет, важно, чтобы у человека в жизни был период такого романтического всемогущества и открытости, потому что альтернатива этому одна: подросток с вопросом «зачем это все?». Что вы можете ответить на вопрос «зачем» ему? А себе? На этот вопрос нет финального ответа, потому что на любой ответ можно снова спросить «зачем?». У человека, который научился радоваться жизни, верить в людей несмотря ни на что, верить в себя конечный ответ будет «потому что я хочу», «потому что я могу» или «так надо». У человека без этой эмоциональной подушки из раннего детства ответ - молчание. И как жить ему дальше с этим молчанием? Жизнь всех нас опускает на землю, все становятся в той или иной мере циниками и разочаровываются в какой-то мере в людях, но кому повезло, у того внутри остается память об этом ощущении, которое позволяет легче и лучше жить дальше и дарить радость другим.

Преподнесение экологических проблем это только начало, это только часть большой проблемы противопоставления социума (школа, часть его) и семьи. Хорошо, если родители имеют свою точку зрения, даже пусть каждый - свою, но каждый может обосновать ее последовательно и логично. Хуже родителям, если они не могут последовательно преподнести свои убеждения детям и отстаивать их перед давлением внешних идей. Совсем плохо, если у родителей нет своего мнения вообще. Тогда ребенок может только пропитываться современными политизированными точками зрения по всем социальным вопросам: экология, экономика, политика, история, психология.

В заключение, хочу привести тезисами свое видение на экологию, может быть это позволит кому-то посмотреть на это с новой точки зрения:

  1. Человек – самое адаптивное существо на планете, поэтому и занял самую большую экологическую нишу.
  2. Современная парадигма экологического движения в корне человеконенависнеческая, направленная на снижение гомеостаза человечества и самоуничтожение.
  3. Вначале на Земле не было жизни, после появления жизни планета радикально поменяла свой облик. Т.е. жизнь – изменяет свою среду обитания. Человек делает то же самое.
  4. Почти все жившие на планете виды - вымерли. Они вымирают вне зависимости от человека. Конечно, из-за людей виды тоже вымирают, но и из-за животных вымирают другие животные, это вообще не играет какой-то роли для жизни на Земле в целом. Это печаль самого человека. Его внутренняя психологическая проблема.
  5. Возможности человека в плане влияния на силы природы ничтожны. Остановите ураган, затушите вулкан, отмените заморозки, жару, засуху.
  6. Ничто, что делает человек, не может уничтожить жизнь на планете в целом. Земля пропитана жизнью, она есть на глубине в 11 км в океане, в 6 км под землей, на высоте в 20 км. Чтобы мы не сделали, жизнь останется здесь, а вот нас может не стать.
  7. Леса надо рубит и сажать. Лес не играет принципиальной роли в образовании кислорода на Земле, но добавляет чувствительную часть. Молодой лес вырабатывает больше кислорода, старый – больше поглощает. За последние годы площадь лесов выросла.
  8. Глобальное потепление – это хорошо. Повышение уровня CO2 – это хорошо. Особенно для нашей страны. Если посмотреть график температур на миллионы лет, то видно, что сейчас намного холоднее, чем когда-то было. Увеличение уровня углекислоты и температуры приведет к ускорению фотосинтеза, к ускорению роста растений. Это знает каждый, кто выращивал что-то с научным подходом в теплицах. Вымирание некоторых видов – неизбежность, это их проблемы. Надо быть адаптивным.
  9. Не ясно есть ли вообще глобальное потепление, и имеет ли к нему отношение человек. Мало кто знает, но нижние слои океана охлаждаются сильнее, чем ранее, т.е. происходит перемещение тепла из запасов в атмосферу. Сравните теплоемкость воды и воздуха и поймете, что процесс имеет планетарные масштабы и рассчитать это на данном этапе невозможно.
  10. Статистически мы находимся на пороге ледникового периода. А это означает еще более глобальное вымирание видов и резкое сокращение населения, причем, с сопутствующими переселениями и глобальными войнами за пищу, воду и энергию.
  11. В будущем, при необходимости, с помощью генных технологий мы сможет создавать новые виды и заполнять ими экологические ниши. Это наше право, такое же, как право муравьев на выращивание тли.
  12. Десятки миллиардов хомо сапиенс умерли до нас, чтобы мы могли жить, чтобы имели такой уровень защищенности от сил природы, который есть сейчас. Мы обязаны отдать им должное, ценить их и не предавать их стремление жить и продолжать жизнь в наших потомках.
  13. Экология в школе должна рассказывать не про вред человека, а про аккуратное обращение с живым миром вокруг ребенка. Она должна учить наслаждаться жизнью и ценить ее, но не относится ко всему с потребительской точки зрения.
  14. Аккуратное поведение в природе и аккуратное природопользование (еще один термин, который редко теперь вспоминается), в конечном счете, выгодно самому человеку.
  15. Экология – это НЕ про спасение планеты, а про спасение людей.
Добавить комментарий
Ваше имя:
город: страна:
Комментарий:

Введите код "3116" -
Сообщения не по теме будут удалены. Вопросы не по теме следует направлять по электронную почту. Ваши данные будут запомнены в cookie для удобства. HTML запрещен.

(C)1999-2019 Артем Кучин
Email: artem@artem.ru
На письма без темы или без имени отправителя не отвечаю

При использовании материалов ссылка на сайта www.artem.ru обязательна! Автор оставляет за собой право отказать в праве использования материалов на безвозмездной основе без объяснения причин. Материалы сайта защищены законом об авторских и смежных правах.

Цена домена: 1 500 000 руб.